С.А. Чаплыгин

 

ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич (24.03/5.04.1869-8.10.1942), выдающийся русский   ученый в области теоретической механики, гидро- и аэромеханики, один из основоположников современной аэродинамики. Совместно с Н.Е. Жуковским участвовал в организации ЦАГИ (1918, в 1921-1941 — научный руководитель). Чаплыгин С. А. был первым учёным, удостоенным звания Героя Социалистического Труда. Его вклад в развитие отечественной науки и техники отмечен также двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Золотой медалью Петербургской АН, премией им. Н. Е. Жуковского.

Академия наук СССР учредила в 1942 году премию имени С. А. Чаплыгина «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики».
Трудовая деятельность началась с 1893 года, когда С. А. Чаплыгин вёл плодотворную педагогическую деятельность в ведущих ВУЗах страны. В 1905 году он был назначен директором Московских высших женских курсов (МВЖК), позже — ректором 2-го Московского государственного университета, в который МВЖК были преобразованы. В 1906 году он получил разрешение Думы на строительство зданий для курсов на Царицынской площади (Девичье поле). 3 июня 1907 года под его руководством состоялась закладка зданий.

Чаплыгиным написаны университетский курс аналитической механики «Механика системы» и сокращённый «Пропедевтический курс механики» для втузов и естественных факультетов университетов. С 1914 года он — действительный статский советник. После Октябрьской революции 1917 года Чаплыгин активно продолжал вести педагогическую работу и научные исследования.

В 1928–1931 годах Сергей Алексеевич назначен директором ЦАГИ. Под руководством С. А. Чаплыгина вырос цвет отечественной механики (М. А. Лаврентьев, М. В. Келдыш, Н. Е. Кочин, Л. И. Седов, Г. И. Петров, Л. С. Лейбензон, С. А. Христианович и др.). В последующие годы (1931–1941 гг.) Чаплыгин руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ — передового центра авиационной науки мирового уровня.

В тяжелейших условиях начавшейся Великой Отечественной войны, осенью 1941 года С. А. Чаплыгин умело и мужественно руководил эвакуацией в Новосибирск части коллектива и экспериментального оборудования  лабораторий ЦАГИ, образовавших филиал ЦАГИ № 2, на базе которого был основан Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА), названный впоследствии именем С. А. Чаплыгина.

Сергей Алексеевич заложил прочный фундамент академической науки в Новосибирске, на котором его последователи, академики М. А. Лаврентьев и С. А. Христианович, возвели позднее крупнейший центр фундаментальной и прикладной науки мирового уровня — известный всем Новосибирский Академгородок.

Практическое значение научной деятельности С. А. Чаплыгина

Основополагающей для новой отрасли механики, газовой динамики, стала значительно опе-редившая своё время работа «О газовых струях», защищённая ещё в 1903 году как докторская диссертация. В работе рассматривается движение твёрдого тела в газовой среде. Впервые в мире данная задача была решена для случая сжимаемого газа. Наиболее актуальной она стала 30 лет спустя, когда скорости полёта летательных аппаратов стали приближаться к значениям, при которых сжимаемостью воздуха пренебрегать уже нельзя. Это решение имело важнейшее практическое значение для развития авиационной и ракетно-космической техники.

Невозможно переоценить практическую значимость для аэродинамики труда «О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела» (1910), где теоретически обоснованы фор-мулы для расчёта величины, направления и точки приложения силы, действующей на крыло со стороны воздушного потока, что позволило подобрать рациональную форму профиля крыла. Например, именно при помощи изложенных методов было доказано, что крыло должно иметь закруглённую переднюю и заострённую заднюю кромки (столь привычные сейчас).

В 1913 году Сергеем Алексеевичем решена фундаментальная задача о подъёмной силе крыла конечного размаха, что позволило определять его индуктивное сопротивление.

В 1918–1919 годах разработан, изначально предназначенный для решения задач баллистики, пригодный для решения широкого круга задач механики и позднее нашедший применение даже в космонавтике, новый метод приближённого интегрирования дифференциальных уравнений. Подборка статей с одноимённым заголовком опубликована в «Трудах ЦАГИ» в 1932 году.

Значительно опередила своё время работа «Схематическая теория разрезного крыла аэро-плана», опубликованная в 1921 году, и содержащая методику расчёта крыла с вырезом, а также теоретически обосновывающая повышение устойчивости крыла при введении выреза в передней его части. Данная идея нашла широкое применение лишь два десятилетия спустя в виде предкрылков, которые устанавливаются на самолёты до сих пор.

На многих советских самолётах 20-х и 30-х годов широкое применение нашли толстые про-фили, преимущество которых над тонкими, с точки зрения подъёмной силы и устойчивости, обосновывает работа «К общей теории крыла моноплана» (1922 год).
Выводы, полученные в статьях под общим заголовком «К теории гидрокона» (1924–1925), описывающих наивыгоднейшую форму гидрокона — агрегата гидроэлектростанции (ГЭС), представляющего собой всасывающую трубу с внутренними ядрами, были востребованы проектиров-щиками советских ГЭС (в том числе ДнепроГЭС). Между тем, основой послужила работа «О струях в несжимаемой жидкости», опубликованная ещё в 1899 году.

Труд «К теории открылка и закрылка» 1931 года посвящён отклоняемым концевым поверхностям крыла и убедительно доказывает роль таких поверхностей в повышении подъёмной силы. На практике эти идеи были реализованы с появлением закрылков — классических устройств для повышения подъёмной силы крыла.

Вышеназванные научные труды Сергея Алексеевича Чаплыгина, а также другие его неназванные фундаментальные теоретические работы, значительно опережавшие своё время, его административно-управленческий и преподавательский талант, практические дела по формированию в стране высокопрофессионального научного сообщества, заложили прочный фундамент для развития отечественной авиационной и ракетно-космической техники, а также перспективных направлений научных исследований, составлявших основу развития СССР (России) как передовой научной и промышленной державы.

Вчерашние и сегодняшние успехи нашей Родины, её достижения мирового уровня в перечисленных областях не были бы возможны без определяющего вклада, внесённого в развитие теоретических основ механики, аэро- и гидродинамики С. А. Чаплыгиным, произнёсшим в своё время крылатую фразу, отразившую практическую суть его теоретических работ:

«Научный труд — это не мертвая схема, а луч света для практики».

Этот одарённый человек, выдающийся учёный, талантливый педагог, умелый организатор и достойный гражданин своим трудом, всей своей прожитой жизнью заслужил право быть отмеченным потомками, как один из лучших сынов не только нашего Отечества, но и всего мирового сообщества.